Отмена интеллектуальной собственности - дают добро на параллельные автозапчасти

Под параллельным импортом обычно понимают ввоз оригинальных товаров третьими лицами вне торговых каналов, созданных или санкционированных правообладателем.

Вопрос о соответствии Конституции Российской Федерации положений закона о товарных знаках в той части, в какой он допускал запрет правообладателем импорта его собственной продукции без его разрешения, уже ставился перед КС РФ, который в определении от 22.04.04 № 171-О указал, что подобный запрет не противоречит Конституции Российской Федерации. Тем не менее хорошо известны противоречивые решения арбитражных судов в отношении ввоза в Россию оригинальных запчастей для автомобилей.

Давление импортеров на независимых поставщиков запчастей растет давно, так как объем рынка автозапчастей в России составляет около 20 млрд. долларов в годовом исчислении.

Когда японская фирма Toyota Motor Corporation обратилась в таможенный орган с заявлением о принятии мер, предусмотренных ст. 14.10 КоАП РФ, в отношении лица, осуществляющего не санкционированный фирмой ввоз оригинальных автозапчастей, маркированных охраняемым в России товарным знаком TOYOTA, суды первой и апелляционной инстанции признали действия такого импортера незаконным использованием товарного знака.

Однако, суд кассационной инстанции отменил ранее принятые судебные акты. Попытка фирмы TOYOTA добиться пересмотра дела в порядке надзора натолкнулась на отказ коллегии судей ВАС РФ в передаче дела в Президиум ВАС РФ (определение от 15.05.08 № 3771/08).

Но так или иначе, в результате, Toyota Motor добилась, чтобы в таможенный реестр был внесен товарный знак Toyota, а значит, возникают проблемы с независимыми поставками запчастей этой марки. Сотрудник ФТС подтвердил внесение таможенного знака в реестр. Сотрудник Toyota Motor объяснил, что компания защищает российского потребителя от контрафакта.

Пока автозапчасти - это специфический товар, который можно ввозить в Россию с определенными ограничениями. Есть торговые марки (знаки) автотранспортных средств, которые внесены в Реестр объектов интеллектуальной собственности, но это пока.

В феврале 2012 г. Nissan Motor включила свой товарный знак в таможенный реестр, а это значит, что таможенники приостанавливают поставки запчастей со знаком Nissan не через официальных дистрибуторов на 10 дней. По закону Nissan Motor должна либо подать гражданский иск с требованием запретить введение этой партии в оборот, либо обратиться в таможенные органы с просьбой не препятствовать ввозу, но не делает ни того ни другого. Через 10 дней таможня выпускает партию, но из-за этого срок поставки увеличивается с 4 до 24 дней, а себестоимость – на 10%. Продажи запчастей Nissan еще тогда сократились в 4 раза.

Торговые марки KIA, SsangYong, BOSH, Volvo, Mobis и Besfits внесены в реестр объектов интеллектуальной собственности, помимо них, приводим объекты, которые также внесены в реестр: BMW, MERСEDES, NISSAN, OPEL, AUDI...

Владивостокские таможенники возбудили 4 дела об административных правонарушениях в отношении участников внешнеэкономической деятельности, которые незаконно использовали чужой товарный знак. Товар, который они оформляли во Владивостокской таможне, – амортизаторы, маркированные товарным знаком KYB. Упомянутый товарный знак включен в Государственный реестр товарных знаков и знаков обслуживания Российской Федерации, таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности и подлежит правовой охране на территории России.

В связи с вышеописанными фактами, ожидание нужных запчастей зачастую затягивается, а официальные дилеры предлагают оригинальные запчасти по довольно высоким ценам, отказываясь устанавливать аналоги, ссылаясь на отсутствие лицензии у компании-изготовителя, и шантажируя автовладельцев снятием автомобиля с гарантии.

Но с 2017 года в России разрешат, так называемый, параллельный импорт на автозапчасти, лекарства, средства гигиены, косметику и парфюмерию. По мнению экспертов, новый механизм разрушит монополию официальных дистрибьюторов и приведет к снижению цен на автозапчасти и другие товары до 25%.

Ввезти в страну брендовый товар сможет не только владелец марки или его уполномоченный поставщик, а любой участник внешнеэкономической деятельности. Иными словами, со следующего года продукцию зарубежных производителей зарегистрированных торговых марок можно будет завозить без разрешения их дистрибьюторских сетей.

Сейчас импорт без разрешения правообладателя считается нарушением и, по сути дела, нелегален. В аппарате первого вице-премьера Игоря Шувалова, вопрос о введении в России параллельного импорта обсуждался в правительстве еще четыре года назад. Тогда все крупнейшие зарубежные производители, делающие бизнес в России, были предупреждены, что такой механизм заработает с 2018 года.

В ФАС полагают, что нововведение позволит снизить цены минимум на 20% и положительно скажется на ряде макроэкономических показателей, например, на инфляции. Поэтому параллельный импорт в правительстве рассматривают в контексте антикризисных мер. При этом упомянутые пять товарных групп - это только пилотный проект. В будущем подобный опыт могут распространить на всю брендовую продукцию.

Введут параллельный импорт не раньше 2017 года, поскольку за это время надо успеть внести изменения не только в Таможенный кодекс Евразийского экономического союза, но и в законодательство, нормативную базу государств - его участников.

Почти 40% опрошенных компаний сказали, что будут рассматривать возможность перевода производства из России в другие страны. Опрос проводился задолго до введения санкций Запада против России.

В правительстве этот аргумент не отрицают, но интересы потребителя называют приоритетными и ставят их выше интересов ведомств. Никто не хочет неожиданных обременений для предпринимателей — импортеров брендовых товаров — для них установят период, за который они должны будут локализовать производство в России.

Для локальных производителей предлагается не распространять параллельный импорт на товары, производство которых локализовано правообладателем в России. То есть сохранятся равные условия для импортной и локальной продукции. Правообладателям и поставщикам иностранных брендов будет дано время адаптироваться. Никто не хочет ломать их бизнес. Но ведь эти компании уже работают в других странах, где разрешен параллельный бизнес. Параллельный импорт — это признанная мировая практика.

Адаптационный период для иностранных компаний, инвестировавших в России, может быть продлен на период льготного налогообложения, установленный для этой компании правительством. Но по истечении льготного периода компания будет обязана работать в конкурентной среде на общих основаниях, предполагает другой федеральный чиновник.

Средние цены на европейские автозапчасти в России на 15-40% дороже, чем в Турции, по оценкам специалистов ассоциации Российские автомобильные дилеры (РОАД). По некоторым позициям стоимость отличается до 100%. При примерно сопоставимых таможенных пошлинах и логистике это ненормально. Такая ситуация напрямую связана с монопольным положением поставщиков. Введение параллельного импорта приведет к снижению цен на запчасти до 25%. Кроме того, это поможет авторынку легализовать серые схемы ввоза товаров (необязательно контрафактных), объем которых оценивается в 10%.

По данным Евразийской экономической комиссии, автозапчасти известных марок автомобилей могут снизиться в цене на 60–80%, автокресла могут подешеветь на 50%. Например, рулевая рейка на Renault Duster у официального дилера стоила до обвала рубля 2625 руб., а у независимого — 949 руб.

Параллельный импорт может быть узаконен не только в России, но и среди всех стран — членов Евразийского союза, полагают в Евразийской экономической комиссии (ЕЭК). При этом в Казахстане и Армении уже сейчас действует международный принцип исчерпания прав, подразумевающий узаконенный параллельный импорт. Вопрос о разрешении параллельного импорта прорабатывается достаточно давно, и сейчас страны ЕАЭС и комиссия склоняются к такой модели, что параллельный импорт может быть разрешен для отдельных групп товаров.

Кроме того, возможно, что при параллельном импорте станции техобслуживания могут оказаться в неравных конкурентных условиях. Дело в том, что все официальные СТОА по договорам с производителями имеют право работать только с фирменными запчастями, в результате может произойти переток клиентов от них к обычным автомастерским, поскольку запчасти у последних будут стоить дешевле. Никто не хочет ссориться с производителями. Но возможно, нас ждет череда судов, либо дистрибьюторы снизят свои цены.

Ссылки на используемые источники: МК, Gazeta, Ведомости, ГТК РФ, Supauto.RU и другие...).


Supauto.RU - это интернет продажи запчастей для иномарок. Для получения подробной информации обращайтесь по телефону.


Подобрать запчасти


На ЗИЛе реставрируют редчайший микроавтобус Юность 1960-х годов

Новосибирским автомобилистам рекомендуют не совершать междугородних поездок в связи с морозами

Новый Jeep Cherokee привезут в Россию

Nissan меняет правила игры на рынке легких коммерческих автомобилей обновленный фургон Nissan e-NV200 с нулевым уровнем выбросов вредных веществ теперь проезжает на 60% больше

Компания Nissan показала электрическую экосистему, созданную обеспечить будущее вождения уже сегодня

Nissan представил концепт-кар Xmotion на Северо-Американском международном автосалоне (NAIAS)

Канадец пошутил над полицией при помощи вылепленного из снега автомобиля

НАМИ опубликовал характеристики 2,2-литрового турбомотора, разработанного в рамках проекта Кортеж

Для российских АЗС готовят рейтинг звёздности

ГИБДД заставят исправить убийственные ошибки

Проект Кортеж обзавёлся младшим мотором

Mitsubishi лишит автомобили боковых зеркал и заменит их ldquo;умнымиrdquo; камерами

Mitsubishi разработала систему распознавания объектов для автомобилей без зеркал

Ленинградские активисты ОНФ подвели итоги работы проекта Народного фронта За честные закупки в регионе

Новый Nissan Leaf: мировой бестселлер среди электромобилей с нулевым уровнем выбросов вредных веществ становится самым продвинутым и доступным на планете

Европейский дизайн-центр Nissan отмечает 15-летие успешной работы

Обновлённая Lada Granta уже проходит испытания

Штраф за езду без ОСАГО вырастет в несколько раз

Кроссовер Ferrari появится к 2020 году

Land Rover выпустил самый быстрый и мощный Defender в истории